Казахские музыкальные инструменты

Виды казахских домбр Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет. Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных ладов по количеству девяти ответвлений народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, «шея» стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.

Виды казахских домбр:
- кос iшектi (двухструнная);
- yш iшектi (трехструнная);
- кен шанакты (ширококорпусная);
- аша, екi жакты (двухсторонняя);
- iшi iшектi (подгрифная);
- кyыс мойын (с полым грифом);
- шiнлкiлдек;

Шертеры Такие сведения о развитии народного инструмента мы находим в легенде о золотой домбре, записанной нами в одном из ничем не примечательных селений, расположенных в долине Сырдарьи. Можно, конечно, предположить, что первые архаичные формы шертера, домбры, кобыза могли возникнуть, как всякий другой музыкальный инструмент, на основе синтеза охотничьего барабана с кожаной декой и струнами. На такую возможность указывает ряд фактов, прежде всего название домбры, означающее по-кыпчакски «дангра», «барабан», «бубен», а также способ извлечения звука не только щипком, но и одновременными ударами пальцев при исполнении народных кюйев. Чтобы проследить этот процесс, нам надо выяснить, прежде всего, возникновение лютни как отправной формы, поскольку другого более древнего инструмента еще не найдено. Причем, в самом древнем его варианте — этаком прообразе лютни, напоминающем грушу, механически сведены в одно целое барабан с кожаной декой и струны. Если его взять за основу, то нетрудно представить, как от инструмента, постепенно в результате вытягивания корпуса отделился гриф.

Кылкобыз, наркобыз, жезкобыз Что же касается казахского шертера, то вне всякого сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов — щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шертере можно играть и щипком, и смычком. У него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус, бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции. Домбра же, отделившись от шертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру куыс мойын, т. е. с полым грифом. От шертера отделился еще один инструмент — смычковый кобыз. Название инструмента намекает на его культовое назначение в прошлом и соответствует древнетюркскому слову «кобыз», которое произносилось обычно при изгнании «злого духа». Да и сам кобыз на протяжении многих веков использовался в основном для исполнения ритуальных мелодий и танцев баксы — шамана.

Исполнительница на жетыгене Если у домбры кожаная дека была заменена на деревянную, то у кобыза она оставалась неизменной. Только гриф у кобыза изогнулся, вследствие чего корпус его принял планетарную форму. Основываясь на анализе казахского музыкального инструментария, проведенного советскими исследователями-инструментоведами, с учетом возникновения и бытования их в единой этнокультурной среде, тембровых особенностей, стилевых признаков, характера исполнительства, отражающих специфику музыкальной культуры народа, казахские музыкальные инструменты можно подразделить на общенациональные и фольклорные. Общенациональными народными музыкальными инструментами можно считать домбру, кобыз и их разновидности, сыбызгы, распространенные по всему Казахстану и успешно используемые для исполнения как народной, так и классической музыки. Фольклорными народными музыкальными инструментами являются уульдек, сазген, желбуаз, желкабыз, дангра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, керней, дудыга, дунгиршек, токылдак, асатаяк, адырна, шыртылдауык, сакпан, функционирующие, главным образом, в фольклорно-этнографической среде.

Дауылпаз, дангра, шындауыл Сюда же можно отнести еще сырнай, кепшик, жетыген, бугышак, шын, шанкобыз, ауыз сырнай, возникшие, по-видимому, путем заимствования у соседей конструкций, способов изготовления, музыкального строя, принципов звукоизвлечения. Батальный дабыл громкого звучания, упоминаемый во многих героических сказаниях XVI—XVIII веков, представлял собой инструмент значительно большего размера, на широкий ободок которого с двух сторон натягивалась шкура верблюдицы особой обработки. Наряду со знаменем он выносился на войну. Звуками дабыла объявлялось начало военных действий, подавались сигналы наступления или отступления, заключения мира и т. д. Народные музыкальные инструменты имеют давнюю историю, о чем свидетельствуют древние предания, легенды, героические сказания, подтвержденные ныне археологическими исследованиями, материалами письменных источников, полевых экспедиций. При раскопках, например, в Кой-Крылган-кале (античный Хорезм), археологами найдены терракотовые фигурки музыкантов с двухстрункой, бытовавшей по меньшей мере две тысячи лет назад и являвшейся дальним прототипом казахской домбры.

Сазген По мнению известного исследователя древней культуры музыкального инструментализма Р. Л. Садокова, на это отчетливо указывает наличие на инструменте пятиугольного резонатора с плоским торцом, длинного грифа и двух струн. Широкие «по-степному» штаны на музыканте, манера игры с положением инструмента наклонно и наискось через торс грифом вниз, как это нередко мы наблюдаем у аульных домбристов и в наши дни, когда играют стоя, также говорят о связях Хорезма с древними племенами Приаралья. Наукой доказано, что казахи этнически близки к этим насельникам степей, обеспечивавшим Хорезму крепкий и надежный тыл на всем протяжении его истории. Отдельные экземпляры терракотовых музыкальных инструментов типа уульдек, относящиеся к X—XII векам, выявлены при раскопках древнего Отрара, что на юге Казахстана, городища Актобе.

Народные музыканты Весьма ценные сведения о народных музыкальных инструментах оставили Абу Наср аль-Фараби (870—950), арабские путешественники, посетившие дешти-кыпчакские степи в древности и раннем средневековье, которые с удивлением писали о том, что они встречали здесь немало интересных мелодичных инструментов. Описание ряда старинных музыкальных инструментов содержат в себе труды А. Левшина, Ч. Валиханова, И. Георги, Г. Потанина, С. Рыбакова и др. При этом обращалось внимание на то обстоятельство, что на протяжении длительного процесса исторического развития казахский народ создавал богатейшее музыкальное наследие в виде симфонически развитых программных произведений — кюйев, исполнявшихся на народных инструментах — домбре, кобызе, сыбызгы, шанкобызе. Многочисленная плеяда народных исполнителей удерживала в своей памяти сотни интереснейших образцов исконно народного музыкального творчества. Богатейший музыкальный фольклор передавался из поколения в поколение.

Узбекали Джанибеков

Предлагаем эффективный дизайн презентации в короткие сроки и по хорошей цене
Понравился сериал? Тогда свежий фильм Odd Thomas скачай на video.nur.kz бесплатно.

Республика Казахстан на карте